А вот и наши очередные 20 километров для любителей и профессионалов погулять:)
Так уж получилось, что мы любим ходить пешком:)И 20 километров для нас - фигня. Владельцы автомашин - Вы нас не поймете, но ходить пешком, это кайф:)
Прогулка началась на железнодорожной станции Пудость, до которой мы доехали от Балтийского вокзала. 50 минут езды, 85 рублей билет.
Название Пудость на самом деле относится только к станции, одноименный поселок начинается на некотором расстоянии от станции. Станционный поселок - это Мыза-Ивановка, название которой восходит к имени Иоганна Штакеншнейдера, отца известного архитектора. Здесь, недалеко от станции, метрах в 800, находилась усадьба Штакеншнейдеров. А мызой называлась раньше как раз небольшая усадьба, имение.
Дорога к остаткам усадьбы проходит мимо Ижоры. Здесь совсем рядом её исток, и мы пойдем к нему, но спустя каких-нибудь 15 километров от истока, Ижора уже не ручеек.
Вода чистая, прозрачная, вспоминаешь, что Пудость славится своими родниками.
А вот и остатки имения Штакеншнейдеров.
Это неприглядное здание - остатки водяной мельницы Штакеншнейдеров. Синие заплатки - следы стремления заделать все входы в заброшку. Стремление, может быть, и похвальное, но неудавшееся, многие входы остались.
Мельница на Ижоре впервые упоминается в 1704 году, так что она еще шведская.
В 1792 году Иоганн Штакеншнейдер, отец будущего знаменитого архитектора Андрея Штакеншнейдера, взял мельницу в аренду. Вскоре было построено деревянное усадебное здание, так называемая "Розовая Дача". В этой даче родился в 1802 г. Андрей Штакеншнейдер, в этом здании бывал Павел Первый, и Александр Первый. К сожалению, дом сгорел в начале 2000 годов, и в 2005 его остатки разобрали на дрова...Вот он сгоревший...
Мельнице повезло чуть больше - руины её стоят до сих пор...
В последний раз в конце 90-х годов прошлого века тут еще был небольшой заводик по производству полиэтиленовой тары. А ныне - руины...
А рядом с мельницей течет по камням Ижора...
Ижора мельчает, воды все меньше. Пересыхают родники. Возможно, виновата человеческая деятельность, возможно, сказывается постоянное поднятие Ленобласти( около 3 мм. в год, 60 см за 200 прошедших лет). Естественно, река мельчает...
А мы возвращаемся к станции, сегодня наш маршрут лежит на северо-запад....Мы идем по Шоссейной улице практически до Гатчинского шоссе, а потом сворачиваем на Луговую улицу. Здесь поменьше машин, зато полно собак. Мы идем вдоль заборов, за ними заливаются лаем собаки. Этот лай преследовал нас практически всю дорогу. Большие и маленькие, плюшевые и не очень, некоторые даже выбегали наружу, за заборы. Но нас слишком много, и поджав хвосты, собаченции улепетывали обратно:)
Вокруг частные дома, некоторые довольно интересные:)Например, вот этот, с крепкими и новыми кирпичами внизу, и совсем ветхими досками сверху...Как его сделали?
В самом конце Луговой улицы, где она уже сворачивает к улице Половинкиной, есть вот такие ворота:
И вот такие:
Улица Половинкиной тянется вдоль Ижоры, и в какой-то момент мы уходим к реке, попить водицы из родника и посмотреть на реку...
Родники здесь всюду и не только вдоль берега. Вот, смотрите, родничок в самой реке...
А мы добрались до места, где улица Пловинкиной раздваивается, и свернули направо, к птицеферме. Чем ближе к фабрике, тем круче запах...Как тут живут люди, вообще непонятно....
Но мы пофотографировали воинский мемориал, и пошли дальше.
Мемориал посвящен погибшим морякам в 1919 году, и в 1944.
Мы возвращаемся на улицу Половинкиной, и идем по ней. По дороге встречаем вот такой мостик:
Этот мостик перекинут через долину реки Ижоры. Ижора здесь уже - просто ручеек. Хотя от предыдущей фотки мы прошли всего метров 500. Вот что родники делают:)
А здесь уже заканчиваются дома Пудости. И начинается пудожские карьеры. Те самые, в которых добывали знаменитый Пудожский камень. Оставим за боротом вопрос, является ли Пудожский туф известняком, скажем только, что из него построены многие здания в Гатчине, Павловске, Санкт-Петербурге. Например, подпорная стенка Приоратского дворца, Ростральные колонны, Казанский собор, здания Биржи и Горного университета.
Но здесь его, камня, не видно, все густо заросло кустами и лесом.
В карьере, на его границе, растет еловый лес, в котором раньше висел плакат, объявляющий его заповедным. Плакат сорвали, но лес стоит, хотя и есть планы строить на его месте дома. А в ельнике, между прочим, живут зайцы и змеи, попадаются краснокнижные растения...
Здесь мы перекусили, в красивом месте, на берегу красивого карьера. И дальше, вперед, приключения ждут:)))
Та дорога, которая продолжение улицы Половинкиной - она еще дореволюционная, когда-то была выложена булыжником, и была основной дорогой. По ней мы вышли на шоссе, прошли мимо ворот, вернее, столбов от ворот. Сами ворота, ограничивающие вьезд на карьер, давно уже сорваны и утеряны.
Следующая наша остановка - около огромного камня на окраинах деревни Ивановское. Высота камня - 2.6 метра, периметр по окружности - около 15 метров. Не самый большой камень, но в округе деревень Ивановка, Юля Пурская и Покизен Пурская, он самый большой. В камне есть просверленное отверстие. Когда мы около него были - а это было начало марта, камень был покрыт снегом, и не видно было, что есть наверху.
В книге "Мегалиты Русской Равнины" этот камень называется Ильиным камнем. Возможно, это и не так, но он, скорее всего, являлся культовым. И его размеры, и расположение - на береговом обрыве Ижоры, свидетельствует об этом.
А вот материал камня:
Далее мы решили немного поразмяться и не выходить на дорогу, пройти огородами, благо туда шла тропинка...Тропинка дошла до одного из погребов, и закончилась, дальше тропинку сделали мы. Пора брать подряды на протаптывание тропинок:)
Бездорожье бездорожьем, но зато мы увидели вот это:
Потом мы выбрались на дорогу, потом на шоссе, прошли по нему с километр, и вышли к кирхе Святой Екатерины....
Нынешняя кирха уже третья на этом месте, первая была построена в 1640 году(шведы пришли сюда в 1613 г.) Нынешняя построена в 1835-1839 гг., вещала 1300 человек. Стиль кирхи - классицизм, архитектор - А.М. Байков, по проекту архитектора Д. Квадри. В 1937 году кирха была закрыта, во время пятилетки по ликвидации церквей. Во время войны действовала, потом снова закрыта, в ней действовал клуб, потом птицефабрика...В 1990 г. её отдали верующим, сейчас она частично восстановлена, внутри стен встроен деревянный футляр...
Вокруг кирхи расположено местное кладбище, с несколькими сохранившимися финскими надгробиями. А напротив, через дорогу, находится место празднования традиционного финского праздника Юханнус, дня летнего солнцестояния....
Далее на нашем пути снова деревенская дорога, от деревни Петровское к деревне Мута -Кюля, потом обратно. Между деревнями лежит долина Ижоры, с несколькими прудами. Самой реки уже практически не видно, если что-то и есть, то ручеек.
Вот у этого дерева, посреди поля, между Петровским и Скворицами, мы присели передохнуть:)
Пока отдыхали, слепили снежного...кота:)))
Чтобы отомстить лаявшим на нас собакам, мы решили поручить коту важное задание - ходить ночами по поселкам и пугать собак:)Пока не растает:))))
Способен напугать, как вы думаете?:)))
А мы прошли мимо очередного пруда. Оказалось, он последний...
И вот он, исток Ижоры. Хотелось чего-то масштабного - фонтана с горячей водой, или водопада, но реальность прозаичнее. Исток Ижоры вытекает из небольшой ржавой трубы...Когда вытекает.
Судя по рассказам, большую часть года родник сухой. И сейчас Ижора начинается где-то позади, из одного из каскада прудов в её долине...
Ну а мы почти пришли. Осталось три-четыре километра быстрой ходьбы. Был дом с пугалом, где-то в Скворицах...
Где-то недалеко было Жабце поле - место около Терволовского болота, где новгородцы в 15 веке разбили отряд шведов.
Была красивая рощица в Терволово...
И была Кипень, пройденный 21 километр, автобус до Автово за 45 рублей, и насупил вечер:))))
Спасибо огромное, что поделились своим удовольствием))) Как будто тоже “прогулялась “