Ям-тесовские утесы и усадьбы

Этот обзор хочется посвятить одной из трех исторических усадебных провинций бывшей Санкт-Петербургской губернии - Лужскому краю, если конкретнее - ее дальней восточной части - бывшей Тесовской волости, нынче ставшей Ям-тесовским сельским поселением.

Поскольку эти земли расположены в непосредственной близости от Великого Новгорода, буквально на границе с Новгородской областью, при том несколько раз входили в состав Новгородской губернии - здесь влияние не только новгородского, но и древнерусского зодчества просматривается, пожалуй, больше чем где-либо еще в Лужском районе, в форме множества исторических сооружений и соборов, восходящих своими истоками к новгородским и московским правителям XV-XVI веков. К сожалению, большинство из этих видных достопримечательностей пребывают нынче в печальном виде, порой и вовсе в руинах((

От Луги на восток дорога идет вдоль долины Оредежа в многочисленных девонских обрывах из красного песчаника. Здесь, на высоком береговом уступе, тянущемся на несколько десятков километров, а также по берегам близлежащих живописных озер, начиная со второй половины XIX века вплоть до первой мировой войны были созданы множество исторических усадеб.

img_20161023_130956

Целью нашей поездки были самые дальние из них, к востоку от железнодорожной ветки Санкт-Петербург-Дно-Великие Луки. По этой же причине, мы на сей раз оставили без посещения Борщовские пещеры, знаменитые своими готическими сводами, а также стекольный завод на противоположном северном берегу Оредежа, где уже приходилось бывать ранее, и чему будет посвящена отдельная публикация.

На сей раз, было решено заехать на куда менее известное и практически незаметное со стороны дороги место - Сопку Капище, немного к востоку от пещер. Ничем с виду не примечательный холмик в поле, вдобавок разрытый наполовину, оказался, на удивление, ни много ни мало - одним из возможных мест захоронения Рюрика, наряду с более известной Шум-горой, находящейся несколько южнее. Во всяком случае, в годы Великой Отечественной войны, когда эти земли были в течение почти 3 лет оккупированы фашистами, норманисты из подразделения "Аненербе" предполагали именно здесь отыскать могилу Рюрика, раскопав сопку наполовину. Так или иначе, работы были закончены лишь наполовину, отечественные же археологи не стали продолжать их, в силу своей занятости на восстановлении куда более известных пригородных дворцов и усадеб, лежавших в послевоенных руинах. Так что вопрос о действительном местонахождении погребения Рюрика остается и сегодня открытым.

img_20161023_120222

Далее на восток, неподалеку расположен усадебный комплекс Надбелье, на краю одноименной деревни. Усадьба здесь была заложена в XVIII веке как родовое гнездо Вындомских - известной военной династии. Наследники основателей в XIX веке породнились с другой не менее известной династией - Дашковых, потому усадьба в Надбелье также нередко именуется усадьбой Дашковых.

img_20161023_121741

В 1870-е на месте старого господского дома возведено новое каменное здание с террасами, балконами и высоким мезонином. Усадьба находится в заброшенном виде, но по крайней мере, стены и даже крыша все еще держатся - и это по меркам Ленобласти и ее сотен усадебных руин, уже вселяет надежду, что при восстановлении здесь все же будет кусочек истории, а не голый новодел.

img_20161023_121833

Одновременно с усадебным домом, напротив была выстроена восьмиугольная водонапорная башня в «кирпичном стиле». В  её оформлении  введены орнаменты, выложенные из кирпича, — бегунцы, полотенца, ребристые пояски, широкие карнизы. Башня не только отлично сохранилась, но и действует по своему прямому назначению и по сей день.

img_20161023_121913

В усадьбе появились хозяйственные постройки - каретные сараи, мельница, ледник, скотный двор. Часть из них также дошли до наших дней, хотя и в сильно обветшалом виде. На самом краю усадебного парка едва различим в дебрях борщевика бывший пчельный склад: почвы здесь в Ям-тесовских краях настолько плодородны, что заросли борщевика разрастаются порой на сотни метров вдоль долины Оредежа, достигая в высоту более 3 метров, на фоне которых людские фигуры смотрятся подобно лилипутам))

img_20161023_122230

Еще один вид на усадьбу:

img_3451

К сожалению, он комплекса мельницы и плотины в настоящее время практически ничего не осталось, кроме заросшей запруды

img_20161023_123415

Ну а мы продолжаем путь далее на восток. Виды, открывающиеся с берегового уступа Оредежа, очень живописны.

img_20161023_131036

Ну а вокруг, куда ни кинь взгляд - луга и пашни - непривычное для дальней Ленболасти зрелище. Имеющее, впрочем, вполне земную причину, в прямом и переносном смысле. Ям-тесовские земли - одно из двух мест в области, наряду с Ижорской возвышенностью, где земли сложены плодородными дерново-карбонатными почвами, столь редкими на Северо-Западе. Именно по этой причине здесь, как и на Ижорской возвышенности, леса и дубравы были изведены еще в средневековье,  а земли - распаханы вдоль и поперек.

img_20161023_130713

Не случайно, на месте современного поселка Ям-Тесово - местного административного центра, еще с древнерусских времен, точнее с XIII века находилось историческое поселение городок Тесово. К сожалению, от него к настоящему времени практически ничего не сохранилось, однако неподалеку расположен живой свидетель тех времен, вернее сказать, прямой потомок - Церковь Климента, папы Римского. Он находится в соседней деревеньке Заполье, в устье реки Тесово на берегу Престанского озера, виднеясь далеко издали, главенствуя своим куполом над высоким речным склоном.

img_20161023_125019

Первое прямое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв., хотя ряд документальных свидетельств говорят о куда более раннем возникновении храма - в XII-XIII вв, т.к. распространение культа св. Климента - папы Римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью новгородского владыки Нифонта (1130-1156 гг.). Курганный могильник, расположенный у развалин Климентовской церкви можно, предположительно, считать кладбищем, современным городку XIII в. и, возможно, более ранним (материалы селища близ Климентовской церкви относятся к XII в.). Каменный крест на этом кладбище и "курганы" впервые упомянуты в документе 1629 г.

img_20161023_125337

Если столь редкое для православного храма название объяснимо, то гораздо сложнее понять, зачем в церкви подземный ход, выходящий к реке! Сейчас ход завален, но кирпичи входной арки хорошо сохранились и поскольку деревянный настил пола отсутствует (остались только пара бревен), заваленный вход отчетливо виден.

img_20161023_125517

Сложно также точно определить стиль архитектуры. Колокольня вместе с трапезной частью храма подверглись полному разрушению. На внешней стороне западной стены отчетливо видна кирпичная кладка, бывшей когда-то внутренней стеной. Храм, к сожалению, продолжает разрушаться: зимой 2009 года обвалилась маковка большого купола, продолжает осыпаться кровля в алтарной части. На окнах частично сохранились решетки 19 века, внутри на одной из стен уже в современные годы прикреплены исторический вид храма по состоянию на 1827г и икона Вседержителя. По описаниям, летом 2008г. здесь же была подвешена на шпагат чеканная икона Казанской Божией Матери, однако, поскольку она не была закреплена, провисела она менее года и была украдена в 2009г. В послевоенные годы в храме долгое время хранились сельхозудобрения, и вплоть до недавнего времени внутри стоял едкий запах. Впрочем, во время нашего посещения мы ничего такого не почувствовали, к счастью, нездоровые запахи выветриваются с годами. Хочется надеяться, храм ждет восстановление и благоприятная участь в дальнейшем - и своей историей, и архитектурой, сооружение более чем примечательно!

img_20161023_125548

Ну а мы продолжаем путь на восток. Не сумев пробраться напрямую по полевой дороге, заходим с тыла и вскоре оказываемся в еще одной исторической усадьбе - Лютка. Она примечательна тем, что является самой восточной усадьбой Лужского района. Далее, до самого Волхова - одни леса и торфяные болота.

img_20161023_132549

Лютка связана с именем Федора Ипполитовича Щербатского, известного востоковеда и индолога, одного из первых советских академиков. Специалист по индийской поэтике, философии буддизма и эпиграфике, он был профессором  сначала С-Петербургского, затем Ленинградского университета и в советское время первым из ученых получил звание академика. В усадьбе Лютка он провел половину жизни, сочетая занятия наукой с сельским хозяйством, краеведением и археологией.

Усадьба была создана его отцом, статским советником Ипполитом Щербатским в 1870-е гг. и представляет собой трехэтажный каменный дом, с хозяйственными постройками, окруженный регулярными посадками лип, дубов, ясеней, кленов и вязов. Подножие усадьбы сформировано естественной водной системой, усложненной системой искусственных дренажных каналов.

img_20161023_132324

К настоящему времени от усадебного дома остались лишь стены, и те лишь частично исторические: в послевоенные годы, для размещения здесь школы, образовавшиеся в прежней кладке провалы были спешно заделаны современным кирпичом, ну а аляповато выложенный год "постройки" - 1969 - и вовсе может ввести в заблуждение что это послевоенное здание, тем более что характерной фигурной высокой башни на крыше также не сохранилось.

img_20161023_132203

В настоящее время усадьба полностью заброшена и продолжает, к сожалению, разрушаться((

Неподалеку от усадебного дома также сохранились хозяйственные постройки, сохранившие историческую каменную кладку. Хочется верить, и Лютку ждут более радостные времена, когда былая красота обретет свое второе рождение.

img_20161023_133144

Тем более, замечательный пример тому - соседняя деревенька Клюкошницы. Здесь, в одном из самых удаленных от Луги (более чем 60 км) мест, удивительным образом не только сохранился, но и восстановлен Храм святых великомученников Флора и Лавра. Честно говоря, мы вообще"зевнули" его наличие и смогли посетить лишь благодаря тому, что решили выехать из Лютки другой дорогой, вместо намеченной - тем удивительнее было в крохотном соседнем  селе, куда и подъездов-то почти нет, увидеть не просто великолепный белоснежный храм, но и красивый отреставрированный погост с ажурными оградами, стенами и угловыми церковными башенками.

img_20161023_133629

Со стороны погост очень напоминает множество белорусских деревенских соборов, монастырей и костелов, также обнесенных историческими оградами, с живописными палисадниками внутри, тщательно восстановленных. Во время недавнего весеннего путешествия по северной Белоруссии нам удалось посетить множество таких храмов и погостов - они в Белоруссии сохранились и реставрируются буквально сотнями, почти в каждой деревне. Для Ленобласти же такой отреставрированный исторический погост - явление на вес золота.

img_20161023_133938

Даже форма колокольни навевает сходство с белорусскими мотивами - своей формой более напоминая лютеранские храмы. Впрочем, это сходство обманчиво: первая деревянная церковь в честь этих святых была сооружена ранее 1566 года при Иоанне Грозном и перестроена в 1864 году. Новый каменный храм, которым мы теперь любуемся, возведен в 1872 году.  Правда, церковь лишена своей прежней высокой колокольни, которую в советское время разобрали на строительство телятника за деревней, если бы вовремя не остановились, то колокольни не было бы вообще. Так что сейчас колокольня храм, некогда бывшая в два раза выше, находится ниже уровня креста главного купола - этим, а также простой четырехскатной формой кровли, и объясняются "лютеранские" черты храма.

img_20161023_134351

Ну а мы держим путь на юг, к еще одной знаковой достопримечательности Ям-тесовских земель, уже более нового времени - торфяным разработкам и возникшей здесь в этой связи сети узкоколейных железных дорог. По пути к бывшему главному депо узкоколейки дорога пролегает через уютные деревенские пейзажи и урочища, и посреди одного из которых - урочища Каменные поляны - невозможно пропустить одну из главных достопримечательностей всего маршрута - храм Рождества Иоанна Предтечи.

img_20161023_141741

Храм весьма примечателен тем что был основан, согласно историческим летописям, ни много ни мало - по приказу Ивана Грозного в 1552 г. Согласно местному преданию, “Церковь сия современна царствованию Иоанна Васильевича Грозного, который проходя с войском против литовцев через сии места, но проходил лесом и болотом  и, достигнув равнины, где ныне воздвигнута сия церковь, как бы от избытка благодарных к богу чувств за  благое завершение трудного пути сказал: “На сей поляне будет село Поляны”. И вслед за тем, воздвигнута им, на собственное иждивение, сия Предтеченская церковь. Это предание подтверждается самой кладкой стен возобновленного храма.

img_20161023_142109

Такова историческая летопись, в переводе же на бытовой язык, все скорее всего было гораздо прозаичнее: царь Иван Грозный совершил поход на Великий Новгород. По видимому с единственной целью – пограбить, ибо, зачем было покорять еще раз город, уже присоединенный к Московскому государству еще его дедом, Иваном III. В Новгородских землях никто не хотел показывать путь к Новгороду царю-захватчику, и войска Ивана заблудились и вышли к Каменным полянам. Тут нашелся предатель, который показал путь к Великому Новгороду. И отсюда уже московские войска без проблем дошли до цели. А царь приказал заложить в Каменных полянах храм. И выстроились царские опричники в цепочку от самого Новгорода, и передавали друг другу кирпичи и камни от Новгородских храмов, чтобы ознаменовать, постройкой этой церкви свою "победу". Из новгородских камней сложили фундамент, а дальше уже строили из местного сырья.

img_20161023_142649

Храм за историю своего существования не раз достраивался и перестраивался: в 1646 придел Иоанна Новгородского; в 1718 каменным придел Св. Духа и деревянный свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 придел св. Митрофана Воронежского в крипте. Сооружение это новгородского типа, с огромной сводчатой криптой (придел Митрофана Воронежского). Колокольня моложе века на три, тоже сильно разрушена. Вокруг церкви полузаброшенное кладбище. Церковь была закрыта советской властью в 1939, но действовала во время войны в 1942-45 гг. К сожалению, храм серьезно пострадал в великую Отечественную, вместе с деревней, потому впоследствии был заброшен, и продолжает разваливаться, невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются).

img_20161023_142802

Тем не менее, несмотря на отнюдь не внушающее уверенность в сохранности даже его стен состояние, храм внутри удивительно уютен, аутентичен, и что главное, и большая редкость по нынешним временам - не загажен. И сдается, лишь благодаря относительной отдаленности этих мест от Луги и тем более С-Петербурга. Даже несмотря на устройство в его стенах,  по слухам и отзывам местных жителей, сатанических обрядов. К сожалению, куда большая угроза для сохранности исторического наследия по нынешним временам таится в рядовом массовом туризме, не оставляющем зачастую от себя камня на камне, в буквальном смысле, не говоря уже о горах мусора.

img_20161023_142730

Хочется верить, храм Рождества Иоанна Предтечи ожидает более радостная участь, он действительно заслуживает своей первозданной красотой сохранности и возрождения.

img_20161023_142642

Окинув прощальным взглядом живописные пейзажи урочища, мы отправляемся в последний запланированный пункт по пути - Ям-тесовскую торфяную узкоколейку.

img_20161023_150445

В поселке Тесово-4 находится теперь уже бывшее депо Ям-тесовской узкоколейной железной дороги - отсюда железнодорожные пути ведут на север и северо-восток к торфяным разработкам, тянущимся через болота более чем на десять километров. Это лишь небольшой изолированный участок Тесовской узкоколейной дороги, общей протяженностью более 200 км, расположенной несколько восточнее, на границе Ленинградской и Новгородской областей. Там же, в поселке Тесово-Нетыльский (на жд ветке С-Петербург-Новгород) в 2014 г. был создан музей местной узкоколейной дороги и торфяных разработок.

img_20161023_150426

В 2007 году изолированная узкоколейная железная дорога на торфопредприятии Тёсово-4, к сожалению, была полностью разобрана. До этого момента она использовалась для доставки торфа на котельную посёлка Тёсово-4. По состоянию на сегодня, котельная Тёсово-4 по-прежнему работает на торфе, но он доставлялся автотранспортом из других торфопредприятий.

img_20161023_150023

От здания Ям-тесовского депо 1974 г. к настоящему времени остались лишь голые стены, а также временные землянки, представляющие собой засыпанные торфом холмы с жилыми помещениями внутри и кирпичными входами. Со стороны они весьма напоминают отдельными ракурсами жилища гномов или хоббитов)

img_20161023_150821

Для загрузки торфа в приёмный бункер котельной было сохранено примерно 200 метров пути узкой колеи и 4 вагона ТСВ. Для перемещения вагонов использовалась канатная тяга.

img_20161023_152354

В целом, несмотря на ликвидацию этой части узкоколейки, даже оставшаяся инфраструктура представляет безусловный интерес для посещения.

img_20161023_152003

Пожалуй, этим исчерпываются основные достопримечательности однодневного маршрута. В летнее время его можно разнообразить и продлить, благодаря более длинному световому дню, посещением соседних усадеб, природных достопримечательностей - их здесь масса, подобно единственной сохранившейся на водоразделе в Ленобласти дубраве со степной сосной на берегу красивейшего Белого озера поблизости, монументальные 20-метровые отвесные обрывы из красного девонского песчаника по берегам Оредежа, и многое другое. Также этот маршрут очень интересен в вело-формате, благодаря живописным и в целом не загруженным местным дорогам с преобладающим твердым покрытием.

img_20161023_133239

Мы же напоследок, уже на закате дня, ненадолго посетили край Лужского артиллерийского полигона и видный геологический памятник - каньон реки Ящеры, на обратном пути. Но поскольку эти достопримечательности относятся уже к другим уголкам Лужского района, им будет посвящен отдельный рассказ

0

Автор публикации

не в сети 8 лет

Алексей Дерябин

0
Комментарии: 0Публикации: 6Регистрация: 09-03-2016

Добавить комментарий

Поле для комментариев

Вы можете опубликовать обзоры путешествий и комментарии без регистрации с помощью: