Заонежье – историческая область в Карелии, включает в себя территорию Заонежского полуострова и прилегающих островов и полуостровов на севере Онежского острова. Самая известная достопримечательность Заонежья – остров Кижи с музеем деревянного зодчества. Мое знакомство с Заонежьем началось именно с него, за год до поездки, о которой пойдет речь в этом рассказе, и отчасти именно поездка на Кижи возбудила интерес к истории, культуре и природе этого края в целом. Я бывал в музеях деревянного зодчества и до Кижей, и скептически отношусь к данному типу музеев, так как их экспонаты – дома, церкви, амбары и мельницы неотделимы от тех мест, где они были созданы – деревенских улиц, берега реки, мыса на озере. В музеях деревянного зодчества складывается впечатление, что деревянные строения чаще всего просто поставлены в ряд или беспорядочно разбросаны, при этом само-собой потеряна большая часть их исторической ценности и практически полностью эстетическая. Музей на острове Кижи в этом плане единственный, который произвел на меня положительное впечатление. Большая часть экспонатов музея была привезена сюда с окрестных деревень – с Заонежского полуострова и других прилегающих островов. Именно изучение Заонежского полуострова и стало целью этой поездки.
Маршрут на велосипеде был составлен так, чтобы посмотреть весь полуостров на протяжении с севера на юг и увидеть большую часть сохранившихся деревень со старинными домами и церквями. Получившаяся нитка маршрута: город Медвежьегорск – деревня Кефтеницы (51 км) на берегу Кефтеньгубы – село Шуньга (60 км) на берегу Путкозера – деревня Батова – куст деревень: Подгорская, Ионина Гора, Бережная (82 км) – село Онежены (78км) – село Поля (130 км) – село Типиницы (147 км) – деревня Усть-Яндома (155 км) – деревня Кондобережская (166 км) – село Великая Губа (170 км) – село Космозеро (185 км) – деревня Узкие (200 км) – город Медвежьегорск (270 км). Времени на все было три дня, один из которых лил сильный дождь с утра до вечера, поэтому к сожалению осмотрено далеко не все, что хотелось.
Медвежьегорск
В 6 утра мы выгрузили велосипеды на железнодорожной станции города Медвежьегорска. Наше знакомство с городом началось с железнодорожной станции, она носит название Медвежья Гора. Здание вокзала построено в 1916 году, архитектор Р.М. Габе. Вообще Медвежьегорск возник как поселок при этой самой станции, когда царское правительство начало строить железную дорогу для связи Петербурга с новым портом на Баренцевом море, нынешним Мурманском.
Медвежьегорск. Здание вокзала 1916 года.
Медвежьегорск. Железнодорожная станция Медвежья Гора
Рядом с вокзалом памятник – паровоз ЭР-791-70 с вагоном и семафор:
Примечательно, что в вагоне есть местный небольшой железнодорожный музей, в который мы, к сожалению, не попали, так как по выходным он не работает. Про музей можно прочитать тут [1].
Медвежьегорск. Старинный дом около станции.
По пути мы увидели две скульптуры изображающие символ города:
А едва выехав из города, на обочине дороги увидели и реальный свежий след медведя:
От Медвежьегорска через весь Заонежский полуостров до села Великая Губа идет асфальтовое шоссе, оно в очень приличном состоянии. Крупные населенные пункты по пути – села Шуньга и Толвуя. Медвежьегорск к Заонежью не относится и вначале нам предстояло проехать 50 километров пути. Дорога идет вдоль берега Онежского озера, а точнее Поневецкого залива, местами выходит к воде. По пути лишь пара небольших населенных пунктов, в остальном места дикие. Хоть это и шоссе, но машин проходит очень мало, поэтому ехать на велосипеде очень приятно.
Берег Онежского озера, залив Лавасгуба
Берег Онежского озера(Поневецкий залив, западный берег)
Деревня Кефтеницы
Первая деревня, которая встречается на пути в Заонежье – Кефтеницы. Она расположена в пяти километрах к западу от шоссе на берегу залива Кефтеньгуба. Деревня известна с 1496 года[2], представляет с собой ряд домов, около самого берега и часовню, которая расположена вдали от берега на возвышении. Часовня Георгия Победоносца. По архитектурно-конструктивным признакам оценивают, что она была построена в XVII веке. Часовня в отличном состоянии, совсем недавно отремонтирована, доски обшивки еще даже не приобрели привычный серый цвет.
Кефтеницы. Часовня Георгия Победоносца.
Кефтеницы. Часовня Георгия Победоносца.
Кефтеницы, вид на деревню от часовни
В самой деревне несколько небольших красивых старинных домов, правда, жилых из них немного, мы видели лишь два.
Несколько фото деревни:
Село Шуньга
Шуньга – одно из старейших сел Заонежья. Расположено оно на берегах Путкозера, центральная часть деревни вообще на острове. Примечательно, что в 19 веке в Шуньге была построена одна из первых в Заонежье каменных церквей. К сожалению, до наших дней от старой Шуньги практически ничего не осталось. Церковь была полностью уничтожена в войну, старых же домов нам обнаружить не удалось. Через центр поселка проходит шоссе, а по бокам от него небольшие советские кирпичные дома.
Село Шуньга, центральная улица
Чего в Шуньге можно посмотреть, так это природу – сочетание воды и скал и старую шахту, расположенную совсем рядом с поселком. Это то место, где впервые был найден минерал, получивший свое название по названию этого села – шунгит. Шунгит представляет собой одну из форм углерода, видоизмененный каменный уголь, очень древний уголь – докембрийского периода. Название шунгит было введено А.А. Иностранцевым в 1877 году, хотя минерал этот известен еще с допетровских времен под названием аспидный камень. Старая шахта интересна как памятник горно-заводского дела, протяженность ее совсем небольшая – около 100-200 метров. Вход в шахту закрыт решеткой, во избежание несанкционированной добычи и как следствие обрушения. Шунгит встречается не только здесь – он широко распространен в Карелии от Гирваса на западе до Шуньги и Толвуи на востоке. Далее по пути мы видели большой шунгитовый карьер, но об этом позже. Нам все же удалось попасть в шахту, чтобы сделать фото.
Вход в старую шунгитовую шахту близ села Шуньга
Старая шунгитовая шахта близ села Шуньга
Старая шунгитовая шахта близ села Шуньга
Выехав из Шуньги мы вскоре повернули с шоссе на дорогу идущую вдоль Путкозера на юг. Дорога на удивление тоже асфальтовая почти на всем протяжении.
Батова и другие деревни восточного берега Путкозера
Деревня расположена на берегу Путкозера. Первое, что бросается в глаза при въезде в деревню – небольшая придорожная часовня. Часовня носит имя Антипия, епископа Пергамского, построена в конце XIX века. Она представляет собой восьмерик с шатровой крышей. Такая конструкция нетипичная для Карелии, чем часовня и интересна. Местная жительница открыла для нас часовню, внутри практически ничего не сохранилось, крыша протекает.
Деревня Батова
Часовня Антипия, епископа Пергамского
В деревне хорошо сохранились несколько старинных домов, самый примечательный из них совсем рядом с часовней.
Этот дом, по словам местных жителей, был построен около 1860 года, была даже табличка с датой постройки, но куда-то пропала. Дом примечателен резными ставнями, наличниками и росписями на подшивке свесов крыши над мезонином. Больше сохранившихся росписей мы за наше путешествия по Заонежью не видели.
Дом 1860 года в деревне Батова, передний фасад, обращенный к Путкозеру
Дом жилой, в нем живет несколько семей, и пообщавшись с жильцами мы были приглашены внутрь.
В деревне Батова и последующих деревнях вдоль берега Путкозера – Бережная, Подгорская, Ионина гора, Фоманская еще сохранились небольшие хозяйства, деревни живут, дома в большинстве своем в хорошем состоянии.
Деревня Батова, деревенский дом
Следуя дальше по дороге мы доехали до деревни Подгорская, справа от дороги на возвышенности, на карте обозначенной как урочище Ионина Гора, стоит часовня Михаила Архангела. Время постройки весьма расплывчатое – между 1650 и 1850 годами. Часовня недавно восстановлена, но дорога к ней совсем заросла, приходится идти через густую высокую траву, видимо туда редко кто заходит. По пути к часовне увидели еще один красивый старый дом, правда совсем запущенный.
Дервеня Подгорская, старый дом, от которого начинается заросшая дорога к часовне
Можно подняться на второй этаж, откуда открывается красивый вид на Путкозеро и деревню Подгорская
Село Онежаны
Онежаны или Онежены – село на берегу Путкозера, конечный пункт дороги вдоль Путкозера. В селе есть церковь Параскевы Пятницы, 1831 года постройки[3]. Церковь в очень неудовлетворительном состоянии, хотя внутри и лежат на вид новые доски для ремонта, но лежат они видимо уже достаточно давно, крыша протекает. Бревна пронумерованы.
В книге М.И. Мильчика “Заонежье. История и культура”[3] представлены старые фотографии этой церкви. Так она выглядела в 1944 году:
Село Онежаны, церковь Параскевы пятницы, фото Л. Петтерссона, апрель 1944г, из книги М.И.Мильчика[3]
А так около 10 -20 лет назад, в 90-х – 00-х:
Село Онежаны, церковь параскевы Пятницы, середина 00-х, фото из книги М.И. Мильчика [3]
Село Онежаны, церковь Параскевы Пятницы, главка, видимо колокольни
Село Онежаны, церковь Параскевы Пятницы
Следующим пунктом нашего путешествия должна была стать Толвуя. От Онежан мы вернулись назад к деревне Подгорская и решили далее поехать лесной дорогой на восток до шоссе, тем самым срезав большой кусок дороги. Лесная дорога оказалась правда очень сильно заросшей, местами попадались канавы и лесные завалы, так что в итоге не по времени, не по силам мы уж точно не выиграли. В одном месте в лесу наткнулись на коровьи черепа, которые кто-то повесил на дерево:
К Толвуе добрались уже к вечеру, надо было искать стоянку, да и погода портилась, поэтому было решено в нее не заезжать.
Царицын Ключ и шунгитовый карьер
Проехав поворот на Толвую, двигаясь далее по шоссе в сторону Великой Губы, вскоре мы увидели благоустроенный источник. Источник называется Царицын ключ. Еще издавна было замечено, что вода из местных карельских источников способствует излечению больных, а приобретает она целебные свойства благодаря черному минералу, который распространен только в этих местах.
Название источника связано с именем Ксении Ивановны Романовой, матерью Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Царь Борис Годунов, опасаясь, что Романовы, как родственники Ивана Грозного, смогут занять престол, отправил членов семьи в ссылки в разные монастыри на севере. Так мать будущего царя он отправил в Толвуйский погост, где ее насильно подстригли в монахи под именем Марфы. Жители называли инокиню Марфу Царицей, а когда она заболела, выздороветь помогла вода из толвуйского ключа, который потом назвали Царицын. В 2013 году источник благоустроили, есть табличка с историей названия. Более подробно о ключе можно почитать здесь [4].
Неподалеку от источника расположен большой карьер по добыче шунгита – месторождение Зажогинское. На карьер нас не пустили, фотографировать тоже нельзя. Успели сделать только одно фото. Вокруг карьера можно свободно набрать крупные куски шунгита. Встали на стоянку уже почти ночью на озере за деревней Палтега, стоянка плохая, водой не пользовались и легли спать, пошел дождь.
Въезд на шунгитовый карьер около Толвуи
Село Поля
Утром погода была пасмурная, по прогнозу обещали дождь, и пока он не пошел, мы быстро поехали к следующей точке нашего маршрута – селу Поля. На шоссе спустя несколько километров после деревни Великая Нива свернули на грунтовую дорогу, ведущую в Типиницы и в вскоре доехали до Полей. В селе есть церковь Ильи Пророка 1863 года постройки.
Село Поля, церковь Ильи Пророка
Село опустело, производит впечатление совсем заброшенного, старые дома почти все развалились. Лишь в одном доме живут люди, правда дом новый и по виду не деревенский, а дачный.
Вот несколько старых фотографий села из книги М.И. Мильчика[3].
Село Поля, церковь Ильи Пророка, Л. Петтерссон, октябрь 1943 г, фото из книги М.И. Мильчика[3]
Село Поля вид с колокольни церкви, слева фото Л. Петтерссона, октябрь 1943 года, из книги М.И. Мильчика[3], справа современное фото
Село Поля, церковь Ильи Пророка, слева фото Л. Петтерссона, октябрь 1943 года, из книги М.И. Мильчика[3], справа современное фото
Посмотрев церковь мы поехали дальше по дороге в сторону Типиниц. Изначально была идея доехать по дороге до места, отмеченного на карте как урочище Холмы и повернуть налево, поехать по дороге в деревню Тамбицы. Поворот мы нашли с трудом, дорога на Тамбицы заросла так, что едва различима в траве, ехать по ней на велосипеде невозможно. Мы поехали в Типиницы, по пути пошел дождь, который закончился уже только завтра утром.
От Типиниц до Великой Губы
К сожалению этот весьма интересный участок пути мы не смогли осмотреть детально, дождь то усиливался, то утихал, но не прекращался. Село Типиницы возникло в XVII веке, изначально относилось к Толвуйскому погосту. В селе когда-то была одна из самых высоких церквей в Заонежье, но она сгорела в 70-х годах прошлого века. В Типиницах мы немного переждали сильный дождь в небольшой придорожной часовне. Называется она, часовня Сошествия Святого Духа, построена не ранее 1870 года.
Село Типиницы, часовня Сошествия Святого Духа
Еще в Типиницах мы видели один старинный дом, уже наполовину развалившийся, колодец-журавль и военный памятник.
Пережидать дождь мы не могли, иначе у нас не хватило бы времени на обратную дорогу, и мы поехали к следующей деревне Усть-Яндома. Грунтовая лесная дорога вдоль берега Онеги очень сильно размокла от дождя. Вообще дорога в очень плохом состоянии, используется, по-видимому, мало. Очень часто нам попадались следы присутствия медведей. Через несколько часов доехали до деревни Усть-Яндома.
Деревня расположена рядом с устьем реки Яндомы, которая течет из Яндомозера в Онежское озеро. От деревни осталась одна лишь часовня и ворота ограды перед ней. Часовня носит имя св. Георгия, стоит на мысу у самого Онежского озера. Была построена в последней четверти XVIII века. Внутри сохранились части старого иконостаса.
Пара старых фото Усть-Яндомской часовни из книги М.И Мильчика[3]:
Деревня Усть-Яндома, часовня св. Георгия, Л. Петтерссон, июнь 1944 г слева, ноябрь 1942 г справа, фото из книги М.И. Мильчика[3]
Дальше доехали до деревни Кондобережная. До деревни Сибово дорога также в очень плохом состоянии, дальше начинается нормальная грунтовка. В Кондобережской много жилых домов, правда дома новые, по виду похожие на дачные. Из старых построек видели только часовню Самсона. Год постройки – не ранее 1850. Часовня в плохом состоянии, крыша сильно течет, пол сгнил и местами провалился.
Деревня Кондобережная, часовня Самсона.
Через несколько километров после Кондобережской мы въехали в Великую Губу. Село Великая Губа впервые упоминается в 1583 году. Изначально это была группа деревень, относящихся к Кижскому погосту. Позже, в 1785 году она стала волостным центром. Село стоит на берегу Онеги, места красивые, но осмотреться нам мешал дождь, который мы частично переждали в местном магазине. Удалось увидеть только каменную церковь Алексея, Человека Божьего 1867 года постройки. Современная церковь уже сильно отличается от той, которая была построена изначально, многое утрачено.
Село Великая Губа, церковь Алексея Человека Божьего
Для сравнения, пара фото того, как церковь выглядела раньше:
Великая Губа, церковь Алексея Человека Божьего, слева М.А. Круковский, 1899г, справа Л. Петтерссон, ноябрь 1942г, фото из книги М.И. Мильчика[3]
Дождь продолжался, и начинало вечереть, поэтому вместо осмотра Великой Губы нам пришлось двигаться дальше и искать стоянку. Мы снова на шоссе Великая-Губа – Медвежьегорск, правда, в этой его части мы еще не ехали. Стоянку пришлось сделать самим в лесу, недалеко от шоссе, так как дождь не прекращался, а искать хорошее место уже не было сил и желания.
На следующее утро дождь еще шел, но небольшой и периодически останавливался. Выехали поздно и к тому времени, как мы доехали до Космозера дождь закончился, позволив нам погулять и хорошо осмотреть село.
Космозеро
Пожалуй самые яркие впечатления за поездку именно от этого села, здесь наконец-то мы увидели целое скопление старинных красивых домов, здесь стоит старинная шатровая церковь и что самое важное это самое живое из сел Заонежья, которое мы видели – здесь по улицам ходят коровы и звенят колокольчиками, здесь мы побывали на деревенском дворе, на котором много самых разных деревенских животных, здесь купили деревенского молока – и все это на берегу очень большого длинного озера, которое носит такое же имя, что и село. Космозеро раньше включало в себя четыре деревни: Погост, Артовскую, Демидовскую и Тереховскую. Первые три слились вместе, последняя находится немного в стороне. Как раз последнюю мы и увидели первой, так как двигались с юга, повернув с шоссе.
В Тереховской видели один старый дом, правда подход к нему очень сильно зарос, а дождь к тому времени еще не закончился и пробираться к дому через высокую траву не стали, а просто его сфотографировали.
Если сравнивать фото с фотографиями в книге М.И. Мильчика[3], можно сделать вывод, что это, скорее всего, Дом Мелехова, конца 1880-х гг.
Космозеро, деревня Терехово, дом Мелехова, слева К.К. Романов, Ф.М. Морозов, июнь 1926 г., справа фото автора книги, из книги М.И, Мильчика[3]
Около Километра после деревни Терехово расположены остальные деревни Космозера. В Космозере, как и во многих других селах Заонежья был погост-тройник – ансамбль из летней, зимней церквей и колокольни. До нашего времени дошла лишь зимняя церковь преп. Александра Свирского 1770 года. Церковь закрыта, но в деревне мы нашли человека, который открыл и показал нам ее. Церковь недавно отреставрирована, но некачественно, крыша местами протекает, внутрь залетают ласточки.
Космозеро, церковь преп. Александра Свирского
Космозеро, церковь преп. Александра Свирского
А так выглядел Космозерский погост раньше:
Космозерский погост, слева сохранившаяся церковь преп. Александра Свирского, справа церковь Успения с колокольней, Ф.А. Каликин, 1920 год, фото из книги М.И. Мильчика[3]
Деревенские дома расположены в основном вдоль главной улицы села, которая идет параллельно берегу.
Мы зашли в двор одного из домов рядом с дорогой и были удивлены многообразием его обитателей. Там кого только нет: куры, гуси, утки, индюшки, кошки, собаки, овцы, козы, свиньи, теленок, где-то хрюкала свинья.
От Космозера идет хорошая широкая грунтовая дорога на север, куда мы и поехали дальше. Дорога идет по высокой узкой гряде между губой Святухой и Шуньгской губой на востоке и Космозером на западе. Длина гряды более 30-ти километров. В отличие от южной части Заонежья здесь, на гряде, преобладает чистый сосновый лес.
Узкие
Следующая наша остановка - деревня Узкие, где стоит часовня Космы и Дамиана 1720 года постройки. Деревня нежилая, деревенских домов мы не видели совсем, немного вперед по дороге от часовни стоит один дом, новой постройки, по-видимому, жилой. Часовня недавно отремонтирована, причем очень качественно, старинными методами - кованая ручка на двери, кованые гвозди, тесанные топором доски и брус. Часовня стоит на берегу Космозера, место дикое и очень красивое. Мы пообедали на крыльце часовни, выпив деревенского молока, съев местные сладости, купленные в Великой Губе и переждав очередной дождик. Дальше ехали уже до Онеги, по пути нашли лишь один магазин в деревне Кажма.
Деревня Узкие, часовня Космы и Дамиана
Деревня Узкие, вид с колокольни часовни Космы и Дамиана на Космозеро
Замок Кархумяки
Поужинали мы на Онеге, в том же самом месте на берегу Поневецкого залива, где завтракали в первый день. У нас был запас времени перед поездом, и мы решили посетить еще одну достопримечательность совсем рядом с Медвежьегорском, которую мы пропустили по пути в Заонежье – замок Кархумяки. Так финны назвали укрепленный узел обороны на горе Лысуха рядом с Медвежьегорском, построенный ими во время оккупации этих земель в 1942- 1944 годах. Кархумяки в переводе с финского и значит Медвежья гора: karhumainen – медвежий, mäki – холм, возвышенность. Это самый мощный участок Масельской оборонительной линии, которая проходила от Онежского до Сергозера. Мы посетили лишь бункер в гранитной скале, размеры впечатляют. Очень похожий бункер можно увидеть на севере Ладоги в местечке Хуухканмяки, там сейчас сделали музей “Гора Филина”. Медвежьегорский бункер отличается тем, что помимо основного большого входа, есть еще вертикальная шахта, ведущая на вершину горы, где сохранилось основание от какого-то агрегата – прожектора или оружия. В шахте есть лестница и можно подняться из бункера наверх. Мы обследовали не все укрепления, так как торопились на поезд.
Кархумяки, вертикальный ход из бункера на верх горы
Кархумяки, площадка на верху горы над бункером
Наш поезд был около 2х часов ночи, вот и закончилось наше короткое, но достаточно насыщенное знакомство с Заонежьем.
Общие выводы и заключения
Заонежье – место однозначно уникальное. К сожалению, богатую историю полуострова теперь можно изучать в основном по старым фотографиям, сейчас осталась очень небольшая часть того, что было, жилых деревень здесь единицы, а жилые старинные дома – явление почти уникальное. Что касается церквей и часовен – им везет больше, чем домам, за ними к счастью пытаются следить, не везде это получается хорошо, но работа идет.
Деревенская жизнь во многих частях нашей страны существовать перестала, и Заонежье не исключение и как следствие земли пришли в запустение. Удаленность и изолированность полуострова и слабая дорожная инфраструктура не способствуют развитию туризма здесь, туристских стоянок мы почти не видели, каких-либо других объектов инфраструктуры для более цивилизованного туризма – тем более. Зато видно, как природа берет свое - дикие леса, множество следов присутствия медведей, заросшие берега озер и рек. А природа здесь существенно отличается от близлежащей Карельской – леса по большей части лиственные, берега либо песчаные, либо заросшие травами, и особая изюминка – озера, узкие, но очень длинные, рассекающие остров с севера на юг и высокие гряды между ними.
Путешествие по этим местам на велосипеде – одно удовольствие. Здесь очень мало машин, в целом пригодные для велосипеда дороги, и практически отсутствуют крупные перепады высот – у нас было лишь два подъема и спуска в самом начале, у Медвежьегорска, затем мы ехали почти по равнине. Единственное, что доставляет неудобство – отсутствие хороших мест для стоянок – мы видели хорошие места только пока ехали вдоль Поневецкого залива, дальше, собственно на Заонежском полуострове леса лиственные, достаточно сырые, местами заболоченные, берега чаще всего тоже заросшие густым тростником. Мы осмотрели не все, что хотели, да и маршрут может быть расширен, сюда лучше ехать дней на семь или больше.
Выражаю благодарность за предоставленные снимки Софии Захарченко и Александру Писареву.
Полезные ссылки и использованные источники:
- http://tourism.karelia.ru/useful/museums/hzelesnodorohzni_muzeum.html
- http://eparhia.karelia.ru/keften.htm
- М.И. Мильчик, "Заонежье История и Культура"
- http://www.zaonego.ru/objects/tsar_spring.html
Добавить комментарий