Пётсёваара:)

Загадочное слово - Пётсёваара. Долгое время оно казалось загадочным и таинственным. А потом оказалось, что так и есть - ведь это горный (ну как горный, наивысшая точка 187.6 м) массив в Южной Карелии. Размерами около 20 на 10километров. Со скалами и обрывами, с дремучим лесом, с отметками от 60 метров у уреза озер и до 187 на горе....А еще это то, что осталось от огромного вулкана, 2.5 млрд лет назад который извергал лаву, пепел и дым на окружающую местность. Если Вы проезжали когда-нибудь по Кирьявалахти, за Сортавалой, там, где дорога идет по самому берегу, и где скалистые обрывы с одной стороны, и залив с другой - это тоже остатки того-же самого вулкана. А если от Кирьявалахти уйти в леса - то там и будет Пётсёваара. И все это - остатки вулкана, который достигал, по сведеньям геологов, около 2 километров в высоту, и почти 50 километров в диаметре. Прошли миллиарды лет, прошли ледники, периоды водной и ветровой эррозии - и остались горы Пётсёваара:)

Вот старая финская карта района. Виден поселок Харлу, который и сейчас существует. Именно от него мы начали свой маршрут в сентябре этого, 2017 года. Лесными дорогами мы пересекли район, около озера Хауккаярви - Ястребиного. Поднялись на самую высокую точку района - на гору Пётсёваара. Кстати, отметка на картах не соответствует настоящей отметке. Точка с репером, пирамидкой и поваленным деревянным геодезическим знаком расположена примерно в сотне метров на запад-северо-запад. Очередной лесной дорогой мы вышли к озеру Ристиярви, и от него уехали в Питер. Именно об этой прогулке - небольшом походе - я и расскажу сегодня:)
Итак, сначала м- как добраться до Пётсёваары. Непросто, если у Вас нет своего автомобиля. Железнодорожное сообщение есть до Сортавала. Поезда на Костомукшу два раза в неделю, и электричка Питер - Кузнечное плюс дизель Кузнечное - Сортавала тоже дважды в неделю. От Сортавала 40 километров. Такси или автостоп....Есть еще автобусы из Питера - до Сортавала, или до Петрозаводска через Сортавалу. Мы же забронировали микроавтобус с замечательным водителем, и за четыре часа доехали от Парнаса до Харлу, ночью. В три ночи мы были на месте. Собрали в темноте палатки - напоминаю, это середина сентября. Место стоянки - за поселком Харлу, чуть севернее, где дорога почти вплотную подходит к Янисйоки - это река такая:)

Середина сентября - самое начало осени в этом году. Желтых и красных листьев еще немного. Нам повезло с погодой - сентябрьский дождик помочил нас только вечером, когда уже встали лагерем на берегу Хауккаярви.
В 9 утра мы сыграли подъем:)Много спать вредно, и сон для слабаков - был наш девиз на этот день:)Лагерь мы разбили на поляне, на которой обычно останавливаются туристы - водники, но на этот раз никого из них не было, мы стояли одни. Рядом с лагерем с удивлением мы нашли несколько сухих елок на костер, водники ныне обленились, ходят с газом, наверное:)

Вот такое вот место для лагеря. Тут надо заметить, что здесь мы уже не в первый раз, поэтому знаем, где можно заночевать:)

Ладно, мы позавтракали, собрались - и вперед:)Полтора километра до поселка Харлу -  и мы свернули на улицу Заводской хутор. Улица - местами лесная, местами проселочная дорожка вывела нас к интересному месту. Здесь, рядом друг с другом, расположились плотина с водопадом на гидроэлектростанции и заброшенная промзона.

Первая из них - гидроэлектростанция Харлу - 22. Исторически она пущена в 1936 году, и только несколько лет назад оборудование на станции, шведские двигатели, были модернизированы. А так мощность электростанции 3 МВт, на водохранилище два холостых спуска воды. Один из них - просто плотина. Интересен затвор - родной, металлический, видно утрачен, и он просто выложен деревянными балками. Рядом стоит подъемный кран, который, поднимая одну из этих балок, может регулировать уровень вытекающей воды....

Интересно, что справа от этой плотины, стоит каменная стена, сложенная из каменных блоков. Толщина её около метра, и предназначение не совсем понятно. Какая-то подпорная стенка...

Судя по камням, именно здесь раньше проходило основное русло Янисйоки. Камни, кстати, интересные, это не граниты, как обычно ближе к нам.

Кое-где попадаются кварцитовые жилы...

А в одном месте даже лежит кусок мрамора, явно принесенный сюда человеком...

О том, что основное русло реки проходило именно здесь, говорит и большое количество водобойных котлов в камне. Когда-то там били струи воды, в них попадали камешки, они крутились в струях, со временем выбивая в камне полукруглые, разной глубины ямы...

Рядом с этим, холостым, спуском воды, есть еще один. Но там на выходе вода падает с каменных уступов, образуя водопад до пяти метров высотой...

А вот еще один уступ:)

А мы возвращаемся к первой плотине, и бросаем взгляд на водохранилище:)Особенно интригует поваленный забор посреди оного...

Кстати, ссылка на ГЭС: http://nashipohody.ru/?p=4119
М
ы же посещаем - на полчаса, еще одну достопримечательность Харлу - заброшенную целлюлозную фабрику.

Фабрика была построена в конце 19 века - некоторые здания построены как раз в индустриальном стиле того времени - красный кирпич, строгие линии. Позднее много раз перестраивалась, и при финнах, и в советское время, так что теперь промзона Харлу - мешанина различных зданий различных стилей и различного времени...

Фабрика действовала примерно до 90-х годов прошлого века, после чего была обанкрочена и заброшена. Судя по состоянию фабрики, она активно подвергалась дестрою, тащили все металлическое. Внутри пусто и грустно...

Кое-где сохранились лестницы, металлические части оборудования, даже крыши. Но все в таком ветхом состоянии, что ходить надо очень осторожно. Вроде как пару лет даже обрушилась крыша в одном из зданий....Поэтому ходить надо с осторожностью....

Возможно, поэтому несколько лет назад здесь появилась охрана, выгоняющая посетителей. Сейчас она либо вся стоит со стороны поселка, либо совсем отсутствует, во-всяком случае, нам удалось погулять по территории спокойно...
Ссылка на завод: http://nashipohody.ru/?p=4124

Обратно мы выходили также, по улице Заводской хутор. 15 минут ходьбы - и мы в поселке. Еще немного - и мы видим очередную достопримечательность поселка Харлу...

Это однопролетный арочный каменный мост, построенный в поселке в 1924 году. Железная дорога здесь была построена в тоже время, для связи с целлюлозной фабрикой. Сейчас эта железка - часть ветки, соединяющей Сортавалу и Лодейное Поле. К сожалению, пассажирского сообщения тут нет, осталось только грузовое....

Естественно, мы зависли на мосту, фотографируя и фотографируясь на мосту. Тем более, что рядом с мостом расположен и один из двух магазинов Харлу...

Мост: http://nashipohody.ru/?p=4129
Ну, а мы идем дальше, и проходим через Харлу. Из интересного можно отметить еще находящиеся в поселке два военных памятника...Вот один из них.

А джальше начинается дорога. Сначала эта дорога, соединяющая Харлу с сортавальским шоссе. Это грунтовка, местами похожая на стиральную доску...

А у столба с надписью Харлу мы сворачиваем на грунтовку вправо - ведь мы идем на Пётсёваару:)
Дальше начинается грунтовка. Сначала она даже проезжаема для автомашин. Сухая, только иногда небольшие лужи и грязи.Дорога идет по краю леса и поля, в лесу вверх уходят склоны скал - это предверие Пётсёваары. Мы встречаем по дороге несколько разваленных погребов и фундаменты финских хуторов, с яблонями и смородиной...

Первые три - с - половиной километра дороги относительно хорошие. А потом начинается озеро....

Озеро Хауккаярви - Ястребиное озеро:) Длинное и узкое, оно лежит в геологическом разломе у подножия Пётсёваары. С южной стороны берег низкий, местами заболоченный, а с севера - как Вы видите на фото - высокий и обрывистый. Именно там, наверху, и расположен горный массив Пётсёваара. Северный берег озера очень живописен - 15-20 метровые обрывы и осыпи крупных булыжников внизу. Чем-то похож на Пизанец....Кстати, фотография не этого года, а четырехлетней давности. В этом году все не так живописно - золотая осень в Карелии еще не наступила....

А вот этот сентябрь. Полюбовавшись скалами, мы идем дальше. В будущем есть желание пройтись по северному склону озера, но в этот раз времени не хватило.....

А дальше начался легкий экстрим:)В этом году все реки и озера многоводны, болота разлились - и в почве очень много воды. Уровень озера поднялся минимум на полметра. И дорога - кстати, старая финская, шедшая мимо озера, оказалась залитой водой в десятке мест...

В маловодные годы здесь все немного по-другому. Четыре года назад мы прошли вдоль озера относительно спокойно, только в одном месте пришлось идти по бревнам. В этом году - там уже не пройти, и пришлось обходить с амый затопленный участок по суше:)То бишь, залезать на скалы, идти через бурелом. В результате, чтобы преодолеть 300-метровый участок дороги, у нас ушло часа полтора обхода....

Но мы справились:)Особое удовольствие доставило созерцание лесных дорог, сделанных джиперами. Камни на дорогах, 10-метровое скольжение по скале под углом градусов в 60...Не иначе, на лебедке спускались. Но после них, джиперов, по дорогам ездить просто так уже нельзя - колеи в полметра, грязь, лужи...Как везде и как всегда.
Хорошо хоть, у пешеходов проходимость побольше будет.....

Заночевали мы на северо - западной оконечности озера. Дальше не пошли, наступал вечер. Прошли 150 метров бывшего поля с мелиоративными канавками, залезли на скалу без тропинки - и вот мы на нашем старом месте, которое нашли четыре года назад. За это время на отмеченном мною в викимапии месте побывал еще кто-то, оставил банок и бутылок, но немного. Оставил немного дров, а палки от треноги так и стояли четыре года в кустах. А еще нас ждал сюрприз - 4 больших и чистых белых гриба...

Плюс пошел дождик. Мы натянули тенты, поставили палатки, поужинали уже в темноте...Первый день похода закончился....

Второй день начался с того, что мы проснулись, потянулись, позавтракали, попили кофе, собрали палатки и рюкзаки:)Как всегда:)И полезли на гору Пётсёваара:)
Чтобы попасть на гору от берега озера, с того места, где мы ночевали, надо без тропинок и дорог пройти около километра. Причем первые 500 метров дороги превышение составило около 110 метров вверх. Мы лезли по склонам, цепляясь за деревья и камни. Под ногами журчали ручьи и водопадики. 

Вокруг очень живописный лес, с большим количеством старых деревьев - елей и берез. Очевидно, из-за крутых склонов, сюда никогда не добирались лесорубы, и лес здесь практически ненарушенный, для наших лесов это большая редкость. Не зря же Пётсёваара входит в планируемый национальный парк "Ладожские шхеры"....

Вот дерево оплело камень корнями...

Живописная фотка

А это странное растение похоже на Рододендрон...А он у нас не растет...
Первый подъем,метров на 100 закончился, и мы попали на изрезанное сельгами и ущельями плато. Так и представлялось, как ледники сносили, ломали скалы, пока не получилось это плато. Здесь пришлось то спускаться вниз, то подниматься наверх. Внизу располагаются болота, их надо было обходить. Кое-где моховая подушка под ногами колыхалась так, как будто под ней еще с десяток метров болотной топи...
Еще один сюрприз - отметка горы на ОСМ на сотню метров не совпадает с настоящей высшей отметкой. Отметка ОСМ находится в очередном болотце, а настоящая гора -  в сотне метров на запад-северо-запад, в кустах. Там  - пирамидка из камней, над которой раньше стоял деревянный геодезический знак. Бревна от него лежат рядом, уже полусгнившие, с огромными коваными гвоздями. Один такой гвоздь подвешен над поляной....

А вот пирамидка:

Гора Пётсёваара: http://nashipohody.ru/?p=4136
Сфотографировавшись на горе, мы идем вниз:)

Все те-же скалы, обрывы, болота, ущелья и сельги, все тот же километр по горизонтали...Доходим до лагеря, 15 минут на отдых - и дальше в путь, по лесной дороге.

На этот раз дорога получше, чем вчера - так как она не идет мимо озера. Дорога пролегает в лесу, местами даже проезжабельна для автомобилей. Но есть несколько участков, которые полностью убиты временем - и джипами, которые устраивают(или устраивали) здесь свои гонки. В-основном, это там, где дорога пересекает небольшие ручьи. 
Вот один из таких участков:

А чуть дальше снова сухо, и отвесная скала справа...

Лес очень красив. Скалы, склоны, поросшие мхом, ели, болотцыа. На дороге попадаются лисички, иногда в большом количестве, на деревьях растут опята. Благодатное время...и место:)

А вот самая большая преграда второго дня - ручей, впадающий в Ристиярви двумястами метрами ниже по течению. В прошлый раз мы перешли по нему по камням, не замочив ног. В этот раз глубина воды над камнями около метра. Пришлось замочить ноги, кому-то и одежду с обувью....

За ручьем нас ждал еще небольшой участок затопленной дороги, развилка, и мы вышли к Ристиярви....

Это затопленный участок, но он уже небольшой:)На развилке с дорогой получше мы свернули влево, к озеру Ристиярви. Первоначально в планах было пройти вправо и дальше, до шоссе на Рускеалу, но водопад и заброшка, плюс затопленная дорога нас сильно задержали. В первый день мы прошли 18 километров, и около 12, вместе с восхождением на гору, во второй. Закончили маршрут около Ристиярви, где нас ждал автобус. Автобус и отвез нас до Питера обратно:)

Это же озеро четырьмя годами раньше. Чуть более осень...

В целом, хочется порекомендовать этот небольшой маршрутик тем, кто любит ходить по безлюдным лесам, со сложным рельефом. Есть  что посмотреть в Харлу, красивые озера по пути, сама гора Пётсёваара. Плюс в настоящее время активно создается парк Ристиярви, новый туристический проект на одноименном озере. Насколько написано у них на сайте, это будет развлекательный комплекс с мотивами Калевалы, может быть интересно. Ну а для отягощения маршрута можно добавить треккинг по северному берегу Хауккаярви, прогулки же по Ристиярви, продолжение маршрута по лесным дорогам к рускеальскому шоссе...Единственное, в годы с большой водностью, как два последних, постоянно приходится преодолевать затопленные участки, ручьи и грязи. Если год не сильно водный, маршрут сильно упрощается...
Когда-нибудь и мы там еще погуляем:)

 

 

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Валерий Иванов

0
Комментарии: 0Публикации: 112Регистрация: 10-02-2016

Добавить комментарий

Поле для комментариев

Вы можете опубликовать обзоры путешествий и комментарии без регистрации с помощью: