Поход по заброшенной железной дороге Валдай – Крестцы:)

В этом посте я расскажу о походе, который мы совершили по 32 километрам заброшенной железной дороги Валдай  - Крестцы. Проходили мы их 11-12 ноября 2017 года, с заброской до места старта и от места финиша на микроавтобусе из Петербурга. Впрочем, на 14 участников из Питера было четверо из Валдая и Москвы, они добирались самостоятельно...


Итак, мы сделали этот ПВД 11-12 ноября 2017 года, прошли 32 километра. По пути встречали большое количество достопримечательностей, красивых мест, следов животных. Практически все время мы шли недалеко от Московского шоссе, шум автомобилей мы слышали почти все время. Удивительно, что животные - медведи, кабаны и бобры, очевидно, привыкли к нему и не обращают особого внимания. Как перестали обращать внимание и мы:)


Итак, заброшенная железная дорога Валдай - Крестцы. Начало строительства её - 1914 год. Планировалось создать дорогу, в связи с началом Первой Мировой войны, то есть, очевидно, с военными целями. Планировалось, что эта дорога пройдет от Нарвы до Новгорода и от Павловска через Лугу до Новгорода и Смоленска. Но революция оборвала строительство дороги. Успели построить дорогу Крестцы - Валдай, участок от Луги до Новгорода. Участок от Новгорода до Крестцов был остановлен на уровне насыпи. Если кто бывал в Юрьевом городище в Новгороде, помните, наверное, быки моста посреди Волхова - это оттуда же....
Участок Крестцы - Валдай был построен и успешно действовал до конца прошлого века. Здесь ходили пассажирские и грузовые составы. Здесь были станции и разъезды, мосты, поселки рядом со станциями, обходчики, семафоры. Но настал 21 век, и все закончилось. Сначала перестали ходить, за невыгодностью, пассажирские поезда. Потом -  и грузовые, перевозить грузы по дороге оказалось выгоднее, наверное...Хотя это и чушь....В 2011 году здесь прошел последний грузовой состав. С тех пор - дорога заброшена.....Хотя, как говорят, дорога до сих пор числится как действующая, но законсервированная. Учитывая масштаб зарастания и воровства рельсов, состояние дороги будет сюрпризом для чиновников...
Ситуация дикая, как ругаются блогеры. Никакого присмотра за дорогой нет. Жалко, если её окончательно угробят. Если вода размоет насыпи. Если окончательно снимут рельсы. А можно сделать такой туристический маршрут. И экотропу, учитывая количество ландшафтов и животных вдоль дороги. Можно сделать маршрут на дрезинах, или небольших паровозиках. По пути встречаются очень интересные достопримечательности - мосты, трубы, окопы времен войны....Как раз об этом - мой рассказ...
Мы начали свой пеший маршрут 11 ноября, в субботу, рядом с поселком Чавницы. Небольшой поселок, 2.5 километра от Московского шоссе, до него мы доехали на микрике. Выгрузились, поставили палатки - и легли досыпать недоспанное. Рядом с железной дорогой, в конце поселка есть неплохое место для стоянки. Дрова, место под палатки, кострище есть. Плохо с водой - ближайший пруд больше похож на болото.
Воду мы заранее купили на заправке, плюс нашли в конце деревни небольшой ручеек - родник. Утро - подьем, завтрак - сбор лагеря и вперед:)
Около 10 утра мы вышли на маршрут:)Вдоль всего протяжения дороги есть натоптанная тропинка, она идет посреди дороги, обходит завалы, продирается между елочками. Скорее всего, по ней ходят медведи, лоси и кабаны, не дают ей зарасти:)
Первые четыре километра были просты и легки. Рельсы присутствуют, сильно густой растительности не наблюдалось. Мы шли уже в ноябре, и высокая трава полегла, но этот участок не сильно заросший. Изредка попадаются елочки, а так - трава....Шоком были медвежьи какашки. Каждые 400-500 метров. Они продолжались практически весь участок дороги до пересечения с Московским шоссе. Видно было, что мишки чувствуют себя привольно. Несмотря на гул автомобилей с шоссе и расположенные рядом поселки. Еще бы, за дорогой густые леса тянутся практически до Урала и дальше.....

Еще часто попадаются раскопанные участки земли. Между шпалами тоже. Лоси, или кабаны добывают пищу, что понятно:)Самих животных мы не видели, все-таки 18 человек было, но следы попадались везде. Кабаньи следы, кстати, были и на окраине Крестцов...

Да и тропинка по путям идет явно не человеческая:))))

Но мы отвлеклись:)В конце четвертого километра нас ждал просто огонь, как говорит один мой знакомый:)))Первая достопримечательность - каменный арочный мост через реку Ярынья.

http://nashipohody.ru/?p=4148

Про мост известно мало. Высота - пишут, что около 18 метров. Мы, с помощью айфона, намеряли 22.5 метра. Каменный он, или бетонный и выложен плиткой под камень - тоже вопрос. Верхние своды арок моста бетонные, это видно, а про опоры моста ничего сказать не могу. Построен он был, скорее всего, вместе с самой дорогой, в 1914-1916 годах. Рядом шла вспомогательная дорога( она шла вдоль всей железки), около моста заметны остатки вспомогательного моста...

Вот еще фотографии:)

А вот еще:

Мост потрясает. Не очень верится, что такое есть у нас. Ан нет, есть:)))Теперь мы об этом знаем:)
Мы идем дальше. Еще с километр, пока мы доходим до дороги на Ламерье, дорога хорошая. Расчищены завалы, тропинка хорошо протоптана. Видно, что здесь, по самому короткому пути к мосту, ходят люди. А дальше мы заходим на малопосещаемую территорию:)
Участок за дорогой, на котором сняли рельсы...

Об этой истории писали СМИ, организатор нанял местных жителей, с помощью которых снимал рельсы на металлолом. Об этом узнали, организатора наказали, но снятые рельсы, а также участки с рельсами, уже порезанными для выноски, остались. 

Кстати,порезанные рельсы нам попадались и еще, кроме этого участка, от моста до дороги в Локотско.
Судя по картам, где-то там располагалась и железнодорожная станция, Ерынья, но точного места определить мы не смогли. Особых признаков не осталось. Скорее всего, это было там, где лес расходился в стороны, образуя небольшое поле, поросшее кустами.

Никаких дополнительных рельсов, остатков платформ мы не нашли.
Спустя 4 километра после дороги на Ламерье мы пересекли дорогу на Локотско. Спустя еще один километр - новая достопримечательность, деревянный мост через реку Островенка...

http://nashipohody.ru/?p=4152

Представьте себе, начало 21 века, по железной дороге еще ходят грузовые составы,  а один из мостов(на самом деле, таких мостов два на этой дороге, но мы второй не видели...) - деревянный. Эта железная дорога, действительно, уникальна. 

Эти деревянные опоры, поддерживающие бревна, шпалы около каменных опор. Видно, что за прошедшие года бревна никто не менял, и они гниют потихоньку. Понятно, что в рабочее время все это менялось, но все равно, настолько этот мост выглядит хрупким....

Под мостом протекает небольшая речка Островенка, и на ней около моста бобры начали делать плотину...

Вообще, идя вдоль заболоченных мест, везде попадаются следы деятельности бобров. Погрызенные, упавшие деревья, запруженные ручьи. Вспоминаешь про "Убил бобра, спас дерево"....Надо, кстати, заметить, что это не наши, европейские, бобры, а американские, которых разводили у нас в середине прошлого века. А они и больше, и агрессивнее, и больше запруживают реки и ручьи...
У моста мы передохнули - уже третий раз за день - и начался самый, наверное, сложный участок пути:)Следующие два километра проходили через елочки. Непонятно почему, ими густо заросла вся насыпь железной дороги.

Тропинка еще читается между елочками, но они становятся все выше, и еще через года два так пройти уже не удастся. А пока, царапаясь и раздвигая колючие ветви, мы прошли свои пару километров, и остановились, увидев внизу что-то бетонное и непонятное....

http://nashipohody.ru/?p=4162

Спустившись здесь по насыпи, мы поняли, в чем дело. Здесь протекает небольшая речка Утьменка, и в насыпи для нее сделана огромная бетонная труба...

Труба огромная - высотой около 3.5 метров, плюс засыпанная песком часть. Речка совсем небольшая - максимум по колено в воде несколько человек прошли по трубе до противоположного склона насыпи....

Не совсем понятен смысл такой огромной трубы. Можно было сделать мостик, как у предыдущей речки. Чуть раньше мы проходили езе через несколько ручьев типа Утьменки, там были сделаны обычные, полуметровые, бетонные трубы для протекания....А здесь - такое грандиозное сооружение.
Вот, кстати, речка Утьменка, по высокой ноябрьской воде...

Смотрится здоров:)
Еще метров через 800 мы вышли к дороге через Топорково. Здесь, кстати, встретили второй участок без рельсов, и отдельно лежащие, уже порезанные рельсы...Крайне неприятно видеть это....

День в ноябре короткий, и к следующему мосту, через реку Холову(метров 200 за дорогой на Топорково) , мы подошли уже в начинающихся сумерках. Первое, что бросилось в глаза - раскопушки кабанов. Просто везде около моста. Решив, что 18 человек напугают всех кабанов(как потом оказалось, не совсем), мы перешли мост, с левой стороны дороги, метрах в 80 нашли полянку для лагеря, и устроились на ночлег. Вода есть -  в Холове, дрова есть, место для палаток нашли:)Как обычно - костер, греча с тушенкой, чай и разговоры заполночь. Тем более утренний подъем у нас планировался не в 8, как накануне, а в 9, так что время поспать было:))))

А утро...утро встретило нас минусовой температурой и солнышком:) На палатке замерзли дождевые капли - ночью прошел достаточно сильный дождик. На траве - замерз иней....

Пока завтрак готовился, я пошел фотографировать мост:)И сразу за мостом увидел свежие раскопушки кабанов. Похоже, увидев наш лагерь, кабаны ни фига не повернулись и ушли, а просто перешли за насыпь, и там, в 100 метрах от нас, хрюкали, толкались боками и активно разрывали землю в поисках корешков...

Раскопушки совсем свежие....Но самое главное здесь - мост через реку Холова:)

http://nashipohody.ru/?p=4156

Казалось бы, ничего интересного, металлический мост, но в сочетании с другими мостами, с рекой, с безлюдьем и кабанами, мост отлично дополнил наш поход:)

Глядя на реку Холова, мне даже захотелось весной по ней сплавиться:)))

Из интересного, на самом мосту есть много надписей - клейм на рельсах. Надо сказать, что в постах, прочитанных раньше, много говорилось о разных рельсах, которые шли на этой дороге. Писали о американских рельсах, о наших, разных годов. Американских, которых особенно много около моста через Ярынью, я не видел, а здесь, на мосту через Холову, сфотографировал рельсы российские, 1906, 1910, 1916 годов выпуска.

Как есть люди, коллекционирующие кирпичи с клеймами, так, наверное, есть и коллекционеры рельсов:))))

А наш путь лежал дальше. Накануне мы прошли около 19 километров, впереди лежало еще 13. Точкой финиша мы заранее назначили вокзал в Крестцах, но, чуть забегая вперед, до него не дошли, автобус забрал нас на пару километров раньше...
Покушав и собрав лагерь, мы тронулись в путь:) Контррельсы на следующей фотке - лежат на мостах, для прочности конструкции:)

Следующие восемь километров до пересечения с Московским шоссе, наверное, самые дикие места на дороге. Следы медведей и кабанов везде, но теперь справа и слева постоянно оказывались болота, мы прошли еще одну небольшую полосу из растущих на дороге елочек, и было много завалов. Где-то вода и ветер, а где-то бобры подгрызали деревья, и они падали на дорогу...В одном месте ручей протекал по трубе под насыпью, но почему-то размыл саму насыпь рядом с трубой. Рельсы там висят в воздухе, где-то на расстоянии в метр. Понятно, что в следующее половодье вода снова будет размывать насыпь...

Еще в одном месте нас ждали заросли борщевика. Сейчас, в ноябре, борщевик малоопасен, и 200 метров с ним мы прошли спокойно, между высоченными стеблями. Но летом, когда здесь зелень в рост человека, это стало бы опасным...

Чуть дальше, за борщевиком, мы нашли еще одну трубу под насыпью, копию большой предыдущей, но только меньше размерами. Но бобры - запрудили все вокруг, и к ней спуститься не удалось. Кстати, там, вдалеке, видна была хатка бобров, единственная виденная нами за эти два дня. В отличии от погрызенных деревьев, их было много вокруг...

А вот пересечение с Московским шоссе:

Спустя еще полтора километра мы вышли ко второму мосту через реку Холова
http://nashipohody.ru/?p=4166

Мостик здесь побольше первого, двухсекционный, но ведь и река тоже побольше стала. Это я к вопросу весеннего сплава:))))

А вот, собственно, мост сбоку:)

На этом, собственно, наш поход и завершился. Мы пообедали сразу же за мостом, пофотографировали его, и к началу сумерек прошли еще километр с небольшим, загрузились в поджидавший нас автобус. Маршрут составил около 30 км(Чавницы - Крестцы), погода была вполне приемлемая, даже дождики капали не все время:)Ах да, мы увидели даже солнышко:) Медведей, кабанов и лосей не видели, только следы. Вот такой вот походик по исторической, богатой достопримечательностями железной заброшенной дороге:)
До новых встреч:)
Все наши встречи - мероприятия можно смотреть в контакте, в группе: https://vk.com/nashipohody

 

0

Автор публикации

не в сети 9 часов

Валерий Иванов

0
Комментарии: 0Публикации: 111Регистрация: 10-02-2016

Добавить комментарий

Поле для комментариев

Вы можете опубликовать обзоры путешествий и комментарии без регистрации с помощью: